Основополагающие нормативные правовые акты

 Наименование НПАКраткое содержание
1.Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Закон предусматривает следующие основные положения.

Основой контрольной (надзорной) деятельности становится управление рисками. Государственный контроль (надзор) должен осуществляться на основе оценки рисков причинения вреда и работы с информацией о подконтрольной среде.

Закон направлен на то, чтобы предотвращение нарушений закона превалировало над наказанием.

Профилактика уже стала важной и неотъемлемой частью контроля. Цель профилактики – проинформировать контролируемых лиц об обязательных требованиях, дать возможность получить разъяснения по ним, предостеречь от их нарушения.

Закон ориентирует контрольные (надзорные) органы на защиту охраняемых ценностей. Система оценки контролеров, основанная на количестве проведенных проверок и взысканных штрафов, должна уйти в прошлое. Деятельность контролера будет оцениваться в зависимости от уровня защиты охраняемых ценностей, минимизации ущерба в сфере общественных отношений.

Важнейшим принципом современной контрольной (надзорной) деятельности должно быть широкое применение цифровизации. Закон предусматривает перевод деятельности контрольных (надзорных) органов на цифровую основу.

Закон предусматривает широкий набор инструментов по контролю, которые применяются контрольными (надзорными) органами в зависимости от оценки риска.

    Устанавливается:

  • 9 видов контрольных (надзорных) мероприятий,
  • 10 видов контрольных (надзорных) действий.

Контрольные (надзорные) мероприятия составляются из контрольных (надзорных) действий, и Закон устанавливает их исчерпывающий перечень.

2.Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»Главной целью закона является приведение положений федеральных законов в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ).

Основное содержание закона составляют статьи, вносящие изменения в федеральные законы, в соответствии с которыми осуществляются виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее – федеральные законы о видах контроля). Указанные федеральные законы приводятся в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2021 г.

Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. По каждому из видов контроля устанавливается его предмет – как совокупность обязательных требований, частью которых могут быть лицензионные требования.

3.Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2041 «Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации»Постановлением устанавливаются порядок и сроки подготовки контрольными (надзорными) органами ежегодных докладов о видах контроля, а также базовый перечень сведений, которые должны быть включены в такие доклады.
4.Постановление Правительства РФ от 30 декабря2020 № 2383 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 482»Постановлением предусмотрено определение функционала подсистемы досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» и процедур осуществления с использованием указанной подсистемы полномочий контрольных (надзорных) органов в рамках рассмотрения жалоб контролируемых лиц в досудебном порядке.
5.Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля»Постановление устанавливает порядок аттестации экспертов, привлекаемых контрольными (надзорными) органами к осуществлению экспертизы.
6.Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года»Постановлением устанавливаются правила формирования ежегодного плана, в том числе определяются контрольные (надзорные) органы, которые формируют ежегодные планы, перечень сведений, включаемых в проект ежегодного плана, случаи внесения изменений в ежегодный план.

Отдельно предусматриваются требования к согласованию ежегодного плана органами прокуратуры на предмет законности включения или невключения в него плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Процесс формирования и согласования ежегодных планов осуществляется в электронном виде посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.

Постановление подлежит применению, начиная с формирования ежегодных планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.

7.Постановление Правительства РФ от 6 марта 2021 г. № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»Постановлением предусмотрены формы информационного взаимодействия контрольных (надзорных) органов, требования к запросу, направляемому в рамках указанного взаимодействия, а также сроки предоставления информации по указанным запросам.
8.Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2021 г. № 528 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части создания , эксплуатации и развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля»Постановлением предусмотрено создание Единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля в качестве подсистемы федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Правилами формирования и ведения реестра, утверждаемыми постановлением, определяются цель и задачи создания реестра, состав сведений и порядок из внесения в реестр, полномочия оператора реестра и контрольных (надзорных) органов.

9.Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415»

Постановлением утверждаются Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.

Создание, поддержка и продвижение сайтов Веб-студия КомпАС

WordPress Lessons
Наверх